Меню сайта |
|
|
Календарь |
« Январь 2025 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
Вход |
|
|
Наш опрос |
|
|
|
Главная » Вам, родители!
Музыкальное
развитие оказывает
ничем не заменимое воздействие на общее
развитие малыша: формируется
эмоциональная сфера, совершенствуется
мышление, ребенок становится чутким к
красоте в искусстве и жизни.
Очень
важно, чтобы уже в раннем
возрасте рядом с ребенком
оказался взрослый, который смог бы
раскрыть перед ним красоту музыки, дать
возможность ее прочувствовать.
Во
всем мире признано, что лучшие условия
для развития воспитания ребенка раннего
возраста, в том числе и
музыкального, создаются в семье. Это
зависит от врожденных музыкальных
задатков, образа жизни семьи, ее традиций,
отношения к музыке и
музыкальной деятельности, от
общей культуры…
Первичным,
ведущим видом музыкальной деятельности
детей является восприятие музыки. Этот
вид деятельности доступен ребенку с
момента рождения. Колыбельная песня
матери — первое знакомство с музыкой.
Отсутствие музыкальных впечатлений
делает невозможным усвоение музыкального
языка.
Младенец
рождается с практически
неразвитым зрительным анализатором,
но он уже способен различать многие
звуки и необычайно чутко
реагировать на них. Первые реакции
на звуки довольно примитивны: вздрагивание,
моргание, плач, замирание. Постепенно
развивается внимание к звуку, способность
к локализации источника звука. Значительно
медленнее развивается у детей звуковысотный
слух.
Чувство
ритма заложено в каждом ребенке, но
чувству музыки можно и обучить. Нужно
слушать вместе с ребенком любую музыку,
а также детские и колыбельные песенки.
Следует поощрять в нем желание
танцевать, маршировать, прихлопывать
в ладоши, поощрять также желание играть
на музыкальных инструментах. Первым
инструментом может быть один
из ударных, а таковым может служить
все, начиная от сковородки и заканчивая
бубном.
С.Лупан
в своей книге «Поверь в свое дитя»
призывает родителей:«Пойте!»
Если родители стесняются своего
пения, лучше делать это только в
присутствии малыша. Следует петь детские
песни, для того чтобы ребенок усвоил
серию простых мелодий и научился их
воспроизводить, нужно петь и «взрослые»
песни.
Дети
могут чувствовать музыку ничуть не хуже
взрослых. Правда, им не будут понятны
все слова. Но ведь взрослые, слушая
иностранную музыку, тоже не понимают
слов.
С.Лупан
рекомендует родителям приобрести для
двухлетнего ребенка - магнитофон или
плеер. Это даст возможность малышу
самому слушать музыку.
Нужно
записывать на кассеты, диски разную
музыку (хорошего качества), называть
имена исполнителей, обращать внимание
ребенка на красоту человеческого
голоса, его неповторимость.
Музыкальный руководитель Сергеева Н.А.
|
Что нельзя давать детям в детский сад!
• Колющие, режущие
предметы.
• Мобильные телефоны.
• Продукты питания
(семечки, соки, жевательные резинки,
пирожные, конфеты, печенье, семечки и
др.)
• Ценные вещи (золотые
цепи, украшения)
• Игрушечные орудия
убийства (пистолеты, автоматы, сабли,
нунчаки и тд.)
Убедительная просьба
• следить за вещами,
которые приносят дети из детского сада.
• за порядком в
раздевалке во время одевания и раздевания
детей.
Возрастные психологические
особенности детей второй младшей группы
(3-4 года)
В возрасте 3-4 лет у
детей активно развивается образное
мышление, появляется интерес к лепке,
рисованию, конструированию и другой
подобной. Когда малыш занимается
воспроизведением своего видения на
окружающий мир, он обязательно объясняет
то, что хочет изобразить. В этом возрасте
активно развивается чувство собственных
успехов. Когда малыш выполнить поставленную
задачу, то обязательно покажет вам и
будет радоваться, что у него получилось.
Он может расстроиться, если что-то не
вышло.
В более раннем возрасте,
дети не особо огорчаются по поводу
неудач, либо быстро забывают о них.
Сейчас малыш более чувствителен, поэтому
будет стараться сделать задуманное,
чтобы не допустить состояния собственного
неудовлетворения.
Именно в 3-4 года у детей
активно проявляется чувство гордости
за себя. На фоне гордости развивается
и чувство соперничества. Это не сложно
заметить, потому как ребенок рассказывает
о том, что он стал первым в садике по
определенному виду деятельности или
опередил всех сверстников в игре
«догонялки».
Первое вранье
Нередко дети начинают
гордиться не только собой, но и своими
родителями. Порой можно услышать фразы
«Моя мама самая красивая» или «Мой папа
самый сильный». В этом возрасте чувство
неполноценности может породить желание
к вранью. Если ребенок не получает
достаточного внимания, то начинает
врать, что родители выполняют все его
прихоти и тому подобное.
Главное вовремя
заметить, что малыш начал врать, потому
как в дальнейшем исправить данную
проблему будет намного сложнее.
Реакция ребенка
становится более личностной, потому
как активно развивается чувство «Я».
Если раньше ребенок мог стесняться,
реагировать, ориентируясь на выражение
лица родителей, то сейчас все крайне
искренно. Т.е. ребенок может засмеяться
над ситуацией, когда выражение лица
мамы или папы крайне строгое. Будь малыш
на год младше, он бы еще подумал, пред
выражением своих эмоций. Дело в том, что
все происходит на подсознательном
уровне, где контролировать данные
процессы может только психологическое
развитие.
Сейчас малыш стал более
внимательным и равнодушие к миру
постепенно «затупляется». Ребенок
замечает и различает что-то, оценивает
обстановку и предметы по определенным
критериям.
Как было сказано выше,
малыш становится более чувствительным.
Если кто-то спит, то он не будет выпускать
всю энергию в игре, пытаясь не тревожить
спящего человека. Он может сопереживать,
если кому-то грустно, больно. Замечает
огорчение, недовольство, радость,
усталость, злость и другие эмоциональные
проявление и старается помочь.
Реакция распространяется
при просмотре фильмов и мультфильмов.
Если любимый герой погибает, то малыш
может заплакать.
Чувство вины
Активно развивается
чувство вины. Если малыш нечаянно разбил
мамину вазу или пролил воду, то не ждет
от родителей «мягкой» реакции. Раньше,
малыш мог через час забыть о том, что
родители его поругали и продолжать жить
в соответствии со своими ценностями.
Сейчас малыш может длительное время
переживать по поводу наказаний, огорчений
родителей, смены настроения по его вине
и.т.д. Если ребенок не согласен с
наказанием, то может затаить обиду и
«надувшись» не разговаривать либо
игнорировать возможные контакты с
родителями.
Ребенок может давать
свою оценку происходящему. Если мама
говорит, что нельзя брать папины вещи,
а сама нарушает сказанное, то малыш
может напомнить о ее запрете либо сделать
«маленькое» замечание.
Что такое хорошо, и что
такое плохо?
Различает хорошее и
плохое, без указаний родителей. Если
папа сломал что-то, то малыш скажет о
том, что это нехорошо. Также малыш
высказывает свое мнение, относительно
действий своих сверстников. Если в
детском саду кто-то разобьет или сломает
что-то, то ребенок может оценить это и
высказать виновникам.
В таком возрасте ребенок
склонен к ревности. Он может замолчать
и игнорировать указания воспитателя,
если ему покажется, что к нему относятся
чуть хуже. То же самое распространяется
в семье, на улице и других обстановках.
Может обижаться, если кто-то несправедлив
к нему.
Малыш способен
заступиться за сверстника, особенно
это часто проявляется в отношении
противоположного пола.
Если его что-то не
устраивает, то кроха может сердиться,
делать что-то неправильно, выражая свое
недовольство.
Раньше, ребенок ничего
не стеснялся, потому как была рядом
мама. Сейчас малыш может выражать свое
стеснение, путем опускания глаз,
перетирания ладоней или пальцев. Также
малыш выражает свое стеснение, водя
ногой по земле.
Чаще всего возникает
стеснение, при пребывании в незнакомой
обстановке, обращении незнакомых людей
и постыдных ситуаций.
Первые страхи
Развивается
настороженность, потому как проявляется
чувство безопасности. Малыш не будет
тянуться к собакам на улице, потому как
неизвестная реакция его слегка пугает.
Ребенок настороженно относится к
незнакомцам, животным, новым обстановкам,
порой родителям, которые слишком строго
с ним обращаются.
В этом возрасте у детей
появляется много страхов, относительно
темноты и страшных персонажей фильмов
и мультфильмов.
Чтобы не «подливать
масла в огонь», рекомендуется отказаться
от запугиваний, иначе это негативно
отразиться на психике малыша. Нередко
родители, в целях приучения пугают детей
различными выдуманными существами.
Например, если не будешь кушать, то тебя
заберет баба яга.
Нельзя пу
...
Читать дальше »
|
ДЕСЯТЬ
ПРАВИЛ ХОРОШЕГО ПИТАНИЯ
1.
Перед едой нужно помыть руки, чтобы
не занести в рот инфекцию.
2.
Завтрак должен быть более обильным,
чем ужин: утром расходуется больше
энергии, чем ночью.
3.
Хорошо пережёвывать - значит ощущать
вкус пищи, это помогает её перевариванию.
4.
Жевать нужно с закрытым ртом, чтобы
не заглатывать воздух, который вреден
для желудка.
5.
Желудок тоже должен отдыхать, поэтому
лучше, чтобы между приемами пищи проходило
несколько часов.
6.
За столом нельзя ругаться. Если вести
приятную беседу, пища будет лучше
усваиваться.
7.
После еды не стоит заниматься
гимнастикой, так как кровь нужна желудку
и не может помогать мышцам.
8.
После еды нужно почистить зубы.
9.
В сырых фруктах и овощах содержится
много клетчатки, которая помогает
кишечнику освобождаться от ненужных
веществ.
10.
Полезно выпивать в день 2 литра жидкости,
но лучше пить ее в промежутках между
приемами пищи.
|
В
основе плодотворного партнерства
«родитель-ребенок» (а детско-родительские
отношения и есть партнерские) лежат
углы четырехугольника:
1
душевная теплота
3 взаимное
уважение
2
привитие чувства
4 четкие правила
собственного
достоинства
При гармоничном
соблюдении этих граней ребенок может
вырасти полноценной психологически
здоровой личностью.
Детская агрессия
– это проблеме, наиболее часто вызывающая
тревогу у педагогов и родителей. В
поведении и поступках ребенка родителей
очень часто волнуют реакции непослушания.
Стоит отметить, что и в такой проблеме
можно найти положительную сторону:
ребенок открыто проявляет наличие
непроработанной проблемы, а значит есть
возможность принять меры. Агрессией и
«плохим» поведением ребенок привлекает
к себе внимание.
Об агрессивном
и непослушном поведении
стоит знать следующее:
Всегда
имеют причину, чаще всего в стиле
детско-родительских отношений
Являются
для ребенка средством для получения
чего-либо, будь то внимание родителей,
помощь или элементарная ласка
Являются
при этом сигналом внутреннего дискомфорта
Что нужно знать о
причинах
непослушного
и агрессивного поведения ребенка:
1.
В большинстве случаев ребенок непослушен
и агрессивен, так как он -
А. обижен на
себя за какую-либо неудачу или неуспешность.
Детская неуспешность в какой-либо
области (успеваемость в школе, отношения
со сверстниками и др.) – это одна из
причин агрессии
Б.
обижен на значимых взрослых из-за
невнимательности с их стороны. Часто
ребенка и балуют, и играют с ним, однако
внимание для ребенка – это эмоциональный
комфорт и душевное тепло. Спросите, чем
расстроен ваш ребенок, поговорите с
ним, обнимите его. Ему очень важна ваша
поддержка и одобрение во всем, особенно
что касается детей дошкольного и младшего
школьного возраста – родители и педагоги,
их мнение являются для них основными
критериями.
2.
Холерический темперамент (импульсивные,
раздражительные дети), особенности
нервной системы
3.
Нет знаний, как реагировать в сложных
ситуациях
4.
Защита от происходящих неприятных
событий
5.
Подражание поведению сверстников
6.
Агрессивное поведение в семье и в
отношениях родителей
Эти
причины могут также быть причинами
ярких вспышек агрессивности и непослушания,
когда ребенок неуправляем и впадает в
ярость. Конечно же, если с ребенком такое
происходит, значит, он чувствует
внутренний дискомфорт, вызванный
вышеуказанными причинами.
...
Читать дальше »
|
Никто
не станет возражать, что новогодние, а
также рождественские дни – это время
чудес. И если мы родители еще мечтаем
хоть на какое то время попасть в сказку,
то что говорить тогда о наших детях. Так
давайте сделаем для них эту сказку сами.
Можно устроить детям развлекательную
программу. Ведь родители знают об
увлечениях, интересах, желаниях, своих
детей, так, как никто другой. Обычно
многие семьи новый год встречают
компанией. И если вашей компанией
оказывают дети в возрасте от 2 до 7 лет,
то можно для них предложить такого рода
игры:
Игры
у елки
«Ёлочки
бывают»
«Ёлочки
бывают …» произносит кто-то и взрослых
и перечисляют маленькие, высокие,
огромные, низкие и т.д. Дети, в свою
очередь, должны это показывать, но
хитрость заключается в том, что взрослый
говорит одно, а показывает движения
совершенно другие, с целью, чтобы запутать
детей. В этой игре принимать участие
даже взрослые. Получается очень забавно
и смешно.
Конкурс
«Собери снеговика»
Заранее
подготовьте заготовки, а именно вырежьте
белые круги разных размеров, а также
красные носы морковки, вырежьте черные
глазки и ведерки. Из всего этого ребенку
предстоит на большом листе бумаги
склеить снеговика. Нетрудно догадаться,
что с этой задачей дошкольник справится
быстрее, чем ребенок в возрасте 2 лет.
Соответственно все должны оказаться
победителем и получить призы. Необязатеьно
дорогие, НО обязательно похвалите всех
участников, а затем развесьте их
аппликации на стене.
Ловкий
архитектор
Подготовьте
несколько наборов лего, по одному на
каждого ребенка. Задача игры - собрать
свою игрушку лего быстрее всех.
«Поймай
снежок»
В
этой игре у взрослого должен быть
небольшой мешок, в котором, должны
находиться снежные мячи. Их можно сделать
из ваты. Что касается малышей, то им надо
раздать по маленькому ведерку. Раздается
сигнал, и взрослые начинают бросать
снежок за снежком, а дети, в свою очередь,
должны постараться поймать их своими
ведерками.
«Запускаем
снежинку»
Очень
тонкие и невесомые кусочки ваты, которые
послужат нам снежинками надо раздать
детям. Задача детей изо всех сил дуть
на них, чтобы эти ватные снежинки по
возможности дольше удерживались в
воздухе. У кого больше снежинки
продержаться в воздухе, тот и является
победителем. Но награждать призами надо
всех.
Не
стоит программу затягивать надолго.
Для деток достаточно будет и одного
часа, потом их можно будет с папами
отправить погулять, а мамам начать
сервировать праздничный стол.
|
Как
красиво было в детском саду летом!
Сколько цветов радовало глаз
и
взрослым, и детям. Но пришла хозяйка
Осень со своими порядками и за-
конами.
Деревья сбросили последние листочки.
Им помощь в этом не нужна. А вот клумбы
без помощи человека не смогут подготовиться
к зиме.
Дети
старшей группы «Звездочки» вместе с
воспитателем Мариной Андреевной со
знанием дела взялись за работу. Розы
обрезали и утеплили,
засохший
тагетис вырвали, герань с клумбы
пересадили в цветочные горшки. Ух, и
подросла она за лето! Дети работали
наравне со взрослыми.
Со
знанием дела собирали веточки засохших
растений. Только дубочкам не страшны
первые морозы. Розовые, желтые, белые,
так и напоминают
нам,
что осень заканчивается.
Вот
и Дашу Киенко с Арсением Деревьевым,
что-то заинтересовало на клумбе во время
уборки.
А
вот Артем Ковалевский позвал друзей
посмотреть на отражение в бассейне.
Есть в осени своя прелесть и красота.
Хорошо, когда дети это за-
мечают
и задают свой любимый вопрос: «Почему?».
Уважаемые
взрослые! Не бойтесь чего-то не знать,
лучше просто скажите об этом своему
ребенку. Но не забудьте найти ответ и
объяснить ребенку. Если не хотите, чтобы
через несколько лет он нашел ответ на
свои
подростковые
вопросы на улице, у чужих людей.
Как
много еще нового ждет вас и вашего
ребенка впереди!
|
Вашему
ребенку исполнилось 5 лет, тогда эта
информация для вас!
Вам
трудно сориентироваться в большом
изобилии пособий, книг, рекомендаций
для родителей, которой вас поражает
книжный отдел или продавец на рынке,
тогда прочитайте эту заметку воспитателя
– практика,
с
многолетним стажем работы с детьми.
Уровень
знаний, умений и навыков, которыми
обладает пятилетний ребенок у каждого
свой. Так же различны и требования
родителей к своим детям. Один рад, что
ребенок знает буквы и цифры, читает
слоги, пишет и рисует, а другой хвастает
тем, что его ребенок играет в компьютер
лучше, чем он. Несмотря на все это,
существует необходимый минимальный
уровень развития пятилетнего ребенка
по различным разделам. И, только освоив
его ребенок будет развиваться дальше,
легко и уверенно чувствовать себя в
детском саду. Современный мир, который
окружает вашего малыша наполнен огромным
потоком информации, которую нужно
профильтровать
и донести до ребенка. Еще нужно не
забывать, что перезагрузка ребенка, так
же опасна, как и безответственное
отношение к его развитию. Нужна золотая
середина!
Хочу
поделиться с вами требованиями «Программы
воспитания и развития
ребенка
5 лет, которые лежат в основе работы с
детьми в д/саду:
МАТЕМАТИКА:
1.Счет
до 10, с знанием цифр до 10 (конец года);
2.Умение
ориентироваться в числовом ряду: «Назови
соседей цифры 5?»,
«Кто
из зверюшек стоит на четвертом месте?»
3.Ориентироваться
на листе бумаги: «Найди правый верхний
угол и положи
там
цифру 5».
4.Знать
геометрические фигуры.
ГРАМОТА:
1.Знать
несколько букв, соотносить их с картинкой
на этот звук.
(паук
– первый звук «П»…)
2.Придумывать
слова на нужный звук.
3.Уметь
их различать по звучанию ( поется –красным
цветом, не поется – синим).
РАЗВИТИЕ
РЕЧИ: 1. Отгадывать загадки.
2.Описывть
предмет не называя его.
3.Составлять
рассказ по картине.
4.Уметь
увидеть «ошибки» художника.
5.Запоминать
стихи.
ХУДОЖЕСТВЕННО
– ПРОДУКТИВНЫЙ ТРУД:
1.Рисовать
по образцу (деревья, зверей, человека),
прорисовывать детали.
2.Лепить
животных, птиц, человека, посуду, дополняя
мелкими деталями.
3.Вырезать
готовые изделия; разрезать бумагу,
сложенную в 2-4раза;
срезать
уголки у квадрата, прямоугольника;
наклеивать по образцу.
ГРАФИЧЕСКИЕ
НАВЫКИ:
1.Видеть
клетку в тетради.
2.Писать
по образцу простые задания.
3.Штриховать
внутри фигуры в разном направлении.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ
С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ:
1.Знать
время года, приметы и признаки, дни
недели, обобщающие понятия (овощи,
фрукты, мебель, одежду, диких и домашних
животных…).
2.Называть
свой адрес, имена и отчества родителей,
их место работы.
|
В этом периоде огромное
значение в игре ребенка приобретают
игрушки. Игрушки ему необходимы как
«посредники» в знакомстве с окружающим
миром. Хорошие игрушки стимулируют
развитие умственных и физических
способностей, но даже самые лучшие из
них лишь воспроизводят действительные
условия жизни.
Игрушки разнообразны
и достаточно сложны. Часть из них
имитирует объекты «взрослой» жизни
(куклы, машинки, кукольная посуда, домики,
игрушечные инструменты — лопатки,
молоточки, ведерки и т.д.). Другие
представляют достаточно абстрактные
элементы для «создания» новых объектов:
конструкторы, трансформеры, кубики,
мячи, палки и т. д.
Вторая группа игрушек
особенно важна для интеллектуального
и физического развития ребенка. Например,
мячи, какие-то подпрыгивающие игрушки
хороши для преследования. Создавая из
конструктора новые объекты, ребенок
развивает интеллект и творческие
способности. Но ему часто необходима
помощь взрослого. Дети в этом возрасте
любят играть со взрослыми в игрушки.
Однако родители часто совершают типичную
ошибку, подробно показывая ребенку, как
«правильно» играть с игрушкой, оставляя
ребенку роль пассивного наблюдателя.
Внимание детей в этом возрасте очень
неустойчиво, и, когда они «выключены»
из активного процесса игры (должны
только смотреть), то быстро теряют
интерес. Многие родители разочарованы:
купили ребенку игрушку, которую он сам
выбрал в магазине, пришли домой и начинают
объяснять ребенку «правила пользования»,
а ребенок равнодушно отворачивается
или начинает забавляться со старой
игрушкой, совершенно игнорируя новую.
Относитесь к процедуре приобретения
игрушек ответственно, покупайте их по
возрасту ребенка: и слишком сложные, и
слишком простые игрушки не интересны
ребенку.
Приобретя новую игрушку,
необходимо дать ребенку возможность
самому распаковать коробку (или вместе
со взрослым, по желанию ребенка), потрогать
ее, повертеть, рассмотреть и попытаться
воспользоваться. Малыш увлеченно возится
с мозаикой, пазлами, рисует, строит из
кубиков башню. Получается у него не так,
как надо: частички рассыпаются, не встают
на свое место, нарисованный домик выходит
кривой. Вам хочется вмешаться, объяснить,
показать, и вы не выдерживаете: «Надо
не так, а вот так». Но ребенок недовольно
отвечает: «Не надо, я сам!»
Все игрушки должны
оставаться в собственности и свободном
использовании у детей. Это их «собственный
мир». Если игрушка сложна для ребенка
и требует объяснений, то они должны быть
простыми, лаконичными и сопровождать
действия с игрушкой самого ребенка, а
не взрослого!
Ребенок может «изобрести»
новый способ игры с данной игрушкой —
не мешайте ему. Только таким образом вы
способствуете развитию творческих
способностей ребенка. Если игрушка
оказалась очень сложна, ребенок не
освоил ее и потерял к ней интерес, не
настаивайте. Уберите ее. Ребенок
повзрослеет и со временем сможет в нее
играть с интересом.
|
Консультация для родителей Самый веселый, сказочный праздник – Новый год. Нарядная душистая елка уже создает праздничное настроение. Ожидание подарков, приход Деда Мороза, игры и развлечения у елки – все это радует ребенка, приводит его в восторг. К празднику нужно приготовиться заранее. Пусть ребенок сделает несколько игрушек своими руками: бумажные гирлянды, фонарики, игрушки из яичной скорлупы. Игрушки самоделки следует повесить на елку, прежде всего и, конечно, на видном месте. Вечером устроить праздничный ужин, поводить всей семьей хоровод, если не приглашены гости. В некоторых семьях дети дошкольники вместе с родителями засиживаются до полночи. Это вредная традиция. Чтобы дать возможность детям ощутить всю прелесть праздника, можно позвать друзей ребенка и устроить небольшой семейный карнавал. Пусть кто-то из взрослых нарядится Дедом Морозом, поздравит детей с Новым годом. Дети могут почитать стихи, поплясать. Очень часто приходится слышать, как родители, будто соревнуясь между собой, хвастаются, сколько их ребенок посетил новогодних праздников. Ни надо много раз водить детей на такие мероприятия. Малыши там чувствуют себя чужими, им там неинтересно. Можно организовать такое посещение один раз. Этого достаточно.
В первый весенний месяц наша страна широко отмечает Международный женский день. Хорошо, если бы этот праздник, стал семейной традицией. Если в семье есть мужчины, хорошо, чтобы они подарили подарки женской половине семьи. Можно подарки сделать своими руками.
Ребенок первый раз идет в школу. Старательно отглажена новая форма, его торжественно провожают до школьного порога. Но как часто бывает, что когда он возвращается, его даже не удосужатся спросить, как он провел первый школьный день. Как обычно покрикивают на него, если он не слушается, а то и подзатыльник влепят. А такой день должен быть торжественным до конца. Можно приготовить праздничный обед или ужин, преподнести первокласснику подарок. Хотя бы чайную ложку, на которой выгравировано число, год, когда ребенок первый раз пошел в школу. Такой подарок сохранится на всю жизнь.
|
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
1. Пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым "инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
| |
|
|
|