В этом периоде огромное
значение в игре ребенка приобретают
игрушки. Игрушки ему необходимы как
«посредники» в знакомстве с окружающим
миром. Хорошие игрушки стимулируют
развитие умственных и физических
способностей, но даже самые лучшие из
них лишь воспроизводят действительные
условия жизни.
Игрушки разнообразны
и достаточно сложны. Часть из них
имитирует объекты «взрослой» жизни
(куклы, машинки, кукольная посуда, домики,
игрушечные инструменты — лопатки,
молоточки, ведерки и т.д.). Другие
представляют достаточно абстрактные
элементы для «создания» новых объектов:
конструкторы, трансформеры, кубики,
мячи, палки и т. д.
Вторая группа игрушек
особенно важна для интеллектуального
и физического развития ребенка. Например,
мячи, какие-то подпрыгивающие игрушки
хороши для преследования. Создавая из
конструктора новые объекты, ребенок
развивает интеллект и творческие
способности. Но ему часто необходима
помощь взрослого. Дети в этом возрасте
любят играть со взрослыми в игрушки.
Однако родители часто совершают типичную
ошибку, подробно показывая ребенку, как
«правильно» играть с игрушкой, оставляя
ребенку роль пассивного наблюдателя.
Внимание детей в этом возрасте очень
неустойчиво, и, когда они «выключены»
из активного процесса игры (должны
только смотреть), то быстро теряют
интерес. Многие родители разочарованы:
купили ребенку игрушку, которую он сам
выбрал в магазине, пришли домой и начинают
объяснять ребенку «правила пользования»,
а ребенок равнодушно отворачивается
или начинает забавляться со старой
игрушкой, совершенно игнорируя новую.
Относитесь к процедуре приобретения
игрушек ответственно, покупайте их по
возрасту ребенка: и слишком сложные, и
слишком простые игрушки не интересны
ребенку.
Приобретя новую игрушку,
необходимо дать ребенку возможность
самому распаковать коробку (или вместе
со взрослым, по желанию ребенка), потрогать
ее, повертеть, рассмотреть и попытаться
воспользоваться. Малыш увлеченно возится
с мозаикой, пазлами, рисует, строит из
кубиков башню. Получается у него не так,
как надо: частички рассыпаются, не встают
на свое место, нарисованный домик выходит
кривой. Вам хочется вмешаться, объяснить,
показать, и вы не выдерживаете: «Надо
не так, а вот так». Но ребенок недовольно
отвечает: «Не надо, я сам!»
Все игрушки должны
оставаться в собственности и свободном
использовании у детей. Это их «собственный
мир». Если игрушка сложна для ребенка
и требует объяснений, то они должны быть
простыми, лаконичными и сопровождать
действия с игрушкой самого ребенка, а
не взрослого!
Ребенок может «изобрести»
новый способ игры с данной игрушкой —
не мешайте ему. Только таким образом вы
способствуете развитию творческих
способностей ребенка. Если игрушка
оказалась очень сложна, ребенок не
освоил ее и потерял к ней интерес, не
настаивайте. Уберите ее. Ребенок
повзрослеет и со временем сможет в нее
играть с интересом.
|