Для
воспитания полноценной речи нужно
устранить все, что мешает свободному
общению ребенка с коллективом. Ведь в
семье малыша понимают с полуслова и он
не испытывает особых затруднений, если
его речь несовершенна. Однако постепенно
круг связей ребенка с окружающим миром
расширяется.
Школьное
обучение предъявляет ребенку новые
требования к его речи, вниманию, памяти.
Наиболее
значимым для ребенка семи лет является
переход в новый социальный статус:
дошкольник становится школьником.
Особые
критерии готовности к школьному обучению
предъявляются к усвоению ребенком
родного языка как средства общения.
Перечислим их.
1.
Сформированность звуковой стороны
речи. Ребенок должен владеть правильным,
четким звукопроизношением звуков всех
фонетических групп.
2.
Сформированность фонематических
процессов (умение слышать и различать,
дифференцировать звуки родного языка).
Наличие у первоклассников даже слабых
отклонений в фонематическом и
лексико-грамматическом развитии ведет
к серьезным проблемам в усвоении программ
общеобразовательной школы.
3.
Готовность к звукобуквенному анализу
и синтезу звукового состава речи.
4.
Умение пользоваться разными способами
словообразования, правильно употреблять
слова с уменьшительно-ласкательным
значением, выделять звуковые и смысловые
различия между словами; образовывать
прилагательные от существительных.
5.
Сформированность грамматического строя
речи: умение пользоваться развернутой
фразовой речью, умение работать с
предложением.
Также
к началу обучения в школе дети должны
уметь:
-строить
сложные предложения разных видов;
-составлять
рассказы по серии картинок, небольшие
сказки;
-находить
слова с определенным звуком;
-определять
место звука в слове;
-составлять
предложения из трех-четырех слов; членить
простые предложения на слова;
-членить
слова на слоги (части) ;
-различать
жанры художественной литературы: сказку,
рассказ, стихотворение и. т. п.
-самостоятельно,
последовательно передавать содержание
небольших литературных текстов;
-драматизировать
небольшие произведения;
-уметь
различать по внешнему виду растения,
растущие в данной местности;
-иметь
представления о сезонных явлениях
природы;
-знать
свой домашний адрес, ФИО родителей.
Младшие
школьники пишут преимущественно так,
как говорят, поэтому среди неуспевающих
школьников младших классов (в первую
очередь по родному языку и чтению)
отмечается большой процент детей с
фонетическими дефектами. Это одна из
причин возникновения дисграфии (нарушения
письма) и дислексии (нарушения чтения)
.
Школьники,
у которых отклонения в речевом развитии
касаются только дефектов произношения
одного или нескольких звуков, как
правило, учатся хорошо. Такие дефекты
речи обычно не сказываются отрицательно
на усвоении школьной программы. Дети
правильно соотносят звуки и буквы, не
допускают в письменных работах ошибок,
связанных с недостатками звукопроизношения.
Среди этих учащихся неуспевающих
практически нет.
Отклонения
в развитии устной речи создают серьезные
препятствия при обучении грамотному
письму и правильному чтению. Письменные
работы этих детей полны разнообразных
специфических, орфографических и
синтаксических ошибок.
Фонематические
и лексико-грамматические нарушения
речи не всегда сопровождаю
...
Читать дальше »