Нарушения
речи – достаточно распространенное
явление не только среди детей, но и среди
взрослых. Причины
возникновения этих нарушений весьма
разнообразны.
Но они являются следствием несвоевременно
или неэффективно оказанного лечения.
Наиболее сложными являются органические
нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия)
и в меньшей степени – функциональные
(дислалия). На этом фоне в большинстве
случаев у таких детей присутствуют в
той или иной степени нарушения
звукопроизношения, лексики, грамматики,
фонематических процессов. Все эти
нарушения, если их вовремя не исправить
в детском возрасте, вызывают трудности
общения с окружающими, а в дальнейшем
влекут за собой определенные изменения
личности в цепи развития «ребенок –
подросток – взрослый», т.е. ведут к
возникновению у детей закомплексованности,
мешая им учиться и в полной мере раскрыть
свои природные способности и
интеллектуальные возможности.
Во
многих случаях ОНР является следствием
комплексного воздействия различных
факторов, например наследственной
предрасположенности, органической
недостаточности центральной нервной
системы (иногда легко выраженной),
неблагоприятного социального окружения
в сензитивные периоды развития речи.
Подробное
изучение детей с ОНР выявило крайнюю
неоднородность описываемой группы по
степени проявления речевого дефекта,
что позволило определить три
уровня речевого развития этих детей.
Первый
уровень речевого развития,
характеризуемый в литературе как
«отсутствие
общеупотребительной речи».
Достаточно
часто при описании речевых возможностей
детей на этом уровне встречается название
«безречевые
дети»,
что не может пониматься буквально,
поскольку такой ребенок в самостоятельном
общении использует целый ряд вербальных
средств. Это могут быть отдельные звуки
и некоторые их сочетания – звукокомплексы
и звукоподражания, обрывки лепетных
слов («тина»,
«сина» - «машина»).
При их воспроизведении ребенок сохраняет
преимущественно корневую часть, грубо
нарушая звуко-слоговую структуру слова.
Характерной
особенностью детей с 1 уровнем речевого
развития является возможность
многоцелевого использования имеющихся
у них средств языка: указанные
звукоподражания и слова могут обозначать
как названия предметов, так и некоторые
их признаки и действия, совершаемые с
ними (например, слово «бика», произносимое
с разной интонацией, обозначает «машина»,
«едет», «бибикает»).
Дети
с 1 уровнем речевого развития должны
получать логопедическую помощь с 2.5 –
3 возраста.
Второй
уровень речевого развития, характеризуемый
в литературе как
«Начатки
общеупотребительной речи».
Отличительной
чертой является появление у речи детей
2-3, а иногда даже 4-хсловной фразы. («Да
тена ника.» - «дай желтую книгу». «Де
кася ися асом» - «Дети красят листья
карандашом».)
На первый взгляд подобные фразы могут
показаться совершенно непонятными,
однако детальный анализ образцов речи
указывает на использование, наряду с
аморфными словами, слов с явно выраженными
категориальными признаками рода, лица,
числа и даже падежа.
В
самостоятельной речи детей иногда
появляются простые предлоги и их лепетные
варианты. В ряде случаев, пропуская во
фразе предлог, ребенок с 2-ым уровнем
речевого развития неправильно изменяет
члены предложения по грамматическим
категориям: «Утя
ези а туи». – «Утка лежит под стулом».
«Асик ези таи». – «Мячик лежит на столе».
По
сравнению с предыдущим уровнем наблюдается
заметное улучшение состояния словарного
запаса не только по количественным, но
и по качественным параметрам: расширяется
объем употребляемых существительных,
глаголов и прилагательных; появляются
некоторые числительные и наречия.
Наряду
с ошибками словообразовательного
характера наблюдаются трудности в
формировании обобщающих и отвлеченных
понятий, системы синонимов и антонимов.
По-прежнему встречается многозначное
употребление слов и их семантические
(смысловые) замены.
Речь
детей со 2-ым уровнем часто кажется
малопонятной из-за грубого нарушения
звукопроизношения и слоговой структуры
слов. Так, может страдать произношение
и различение большого количества фонем
– до 16-20. При воспроизведении слов из
2-3 и более слогов дети нарушают их
последовательность, переставляют
местами, опускают или, наоборот, добавляют
слоги, искажают их звучание («сипед»
- велосипед, «китити» - кирпичи).
Связная
речь характеризуется недостаточной
передачей некоторых смысловых отношений
и может сводиться к простому перечислению
увиденных событий и предметов
Дети
со 2-ым уровнем речевого развития получают
логопедическую помощь с 3-4 летнего
возраста.
Третий
уровень речевого развития характеризуется
развернутой фразовой речью с элементами
недоразвития лексики, грамматики и
фонетики.
Типичным
для данного уровня является использование
детьми простых распространенных, а
также некоторых видов сложных предложений.
При этом их структура может нарушаться,
например, за счет отсутствия главных
или второстепенных членов предложения.
В самостоятельной речи уменьшилось
число ошибок, связанных с изменением
слов по грамматическим категориям рода,
числа, падежа, лица, времени и т.д.
Наряду
с заметным улучшением звукопроизношения
наблюдается недостаточная дифференциация
звуков на слух: дети с трудом выполняют
задания на выделение первого и последнего
звука в слове, подбор картинок, в названии
которых есть заданный звук и т.д. Таким
образом, у ребенка с 3-им уровнем ОНР
операции звуко-слогового анализа и
синтеза оказываются недостаточно
сформированными, а это, в свою очередь,
будет служить препятствием для овладения
чтением и письмом.
Дети
с 3-им уровнем речевого развития
направляются в логопедические группы
с 5-летнего возраста на 2 года. И
если коррекционная программа пройдена
в полном объеме, есть большая вероятность
того, что они смогут обучаться в
общеобразовательной школе.
Родителям
надо помнить,
что речевой дефект отрицательно влияет
на развитие нервно-психической и
познавательной деятельности, поэтому
часто у детей с ОНР наблюдается задержка
темпа психического развития, что
проявляется в незрелости высших
психических функций, к тому же дефицит
речевых средств создает проблемы и при
адаптации детей в начале школьного
периода. Поэтому нельзя пренебрегать
той коррекционной помощью, которую
оказывают специалисты детям с ОНР еще
в дошкольном возрасте.
Родителям
стоит обратить внимание и на то, что в
общении с ребенком, особенно в раннем
и младшем дошкольном возрасте, нельзя
произносить слова искаженно, употреблять
вместо общепринятых слов усеченные
слова или звукоподражания ("бибика",
"ляля", "ням-ням" и т.д.) Это
будет лишь тормозить усвоение звуков,
задерживать своевременное овладение
словарем. Не способствует развитию речи
ребенка частое употребление слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами,
а также слов, недоступных для его
понимания или сложных по звуко-слоговому
составу Ребенок овладевает речью по
подражанию. Поэтому очень важно, чтобы
взрослые следили за своим произношением,
говорили не торопясь, четко и правильно
произносили все звуки и слова.
Если
ваш ребенок неправильно произносит
какие-либо звуки, слова, фразы, не следует
передразнивать его, смеяться или,
наоборот, хвалить. Также нельзя требовать
правильного произношения звуков в тот
период жизни малыша, когда процесс
становления и автоматизации не закончен.
Занимаясь
с ребенком дома, читая ему книгу,
рассматривая иллюстрации, предложите
ему ответить на вопросы по содержанию
текста, пересказать содержание сказки
(рассказа), ответить, что изображено на
картинке. В том случае если ребенок
допустит ошибки, не следует его перебивать,
предоставьте ему возможность закончить
высказывание, а затем уже исправьте его
ошибки.
Помните,
что только в результате вашего,
родительского, самоотверженного труда
в домашних условиях ребенок достигает
успеха. |