Для
воспитания полноценной речи нужно
устранить все, что мешает свободному
общению ребенка с коллективом. Ведь в
семье малыша понимают с полуслова и он
не испытывает особых затруднений, если
его речь несовершенна. Однако постепенно
круг связей ребенка с окружающим миром
расширяется.
Школьное
обучение предъявляет ребенку новые
требования к его речи, вниманию, памяти.
Наиболее
значимым для ребенка семи лет является
переход в новый социальный статус:
дошкольник становится школьником.
Особые
критерии готовности к школьному обучению
предъявляются к усвоению ребенком
родного языка как средства общения.
Перечислим их.
1.
Сформированность звуковой стороны
речи. Ребенок должен владеть правильным,
четким звукопроизношением звуков всех
фонетических групп.
2.
Сформированность фонематических
процессов (умение слышать и различать,
дифференцировать звуки родного языка).
Наличие у первоклассников даже слабых
отклонений в фонематическом и
лексико-грамматическом развитии ведет
к серьезным проблемам в усвоении программ
общеобразовательной школы.
3.
Готовность к звукобуквенному анализу
и синтезу звукового состава речи.
4.
Умение пользоваться разными способами
словообразования, правильно употреблять
слова с уменьшительно-ласкательным
значением, выделять звуковые и смысловые
различия между словами; образовывать
прилагательные от существительных.
5.
Сформированность грамматического строя
речи: умение пользоваться развернутой
фразовой речью, умение работать с
предложением.
Также
к началу обучения в школе дети должны
уметь:
-строить
сложные предложения разных видов;
-составлять
рассказы по серии картинок, небольшие
сказки;
-находить
слова с определенным звуком;
-определять
место звука в слове;
-составлять
предложения из трех-четырех слов; членить
простые предложения на слова;
-членить
слова на слоги (части) ;
-различать
жанры художественной литературы: сказку,
рассказ, стихотворение и. т. п.
-самостоятельно,
последовательно передавать содержание
небольших литературных текстов;
-драматизировать
небольшие произведения;
-уметь
различать по внешнему виду растения,
растущие в данной местности;
-иметь
представления о сезонных явлениях
природы;
-знать
свой домашний адрес, ФИО родителей.
Младшие
школьники пишут преимущественно так,
как говорят, поэтому среди неуспевающих
школьников младших классов (в первую
очередь по родному языку и чтению)
отмечается большой процент детей с
фонетическими дефектами. Это одна из
причин возникновения дисграфии (нарушения
письма) и дислексии (нарушения чтения)
.
Школьники,
у которых отклонения в речевом развитии
касаются только дефектов произношения
одного или нескольких звуков, как
правило, учатся хорошо. Такие дефекты
речи обычно не сказываются отрицательно
на усвоении школьной программы. Дети
правильно соотносят звуки и буквы, не
допускают в письменных работах ошибок,
связанных с недостатками звукопроизношения.
Среди этих учащихся неуспевающих
практически нет.
Отклонения
в развитии устной речи создают серьезные
препятствия при обучении грамотному
письму и правильному чтению. Письменные
работы этих детей полны разнообразных
специфических, орфографических и
синтаксических ошибок.
Фонематические
и лексико-грамматические нарушения
речи не всегда сопровождаются нарушением
звукопроизношения и поэтому родители
их не замечают. Однако эти нарушения
самым серьёзным образом влияют на
усвоение ребёнком школьной программы.
Ни
для кого не секрет, что совместная
деятельность родителей и специалистов
приносит более эффективный результат
в коррекционной работе.
Основная
задача родителей в данный период времени-
проявлять активное сотрудничество с
педагогами и специалистами ДОУ, это
поможет предотвратить трудности общения
в ребенка в коллективе и неуспеваемость
в общеобразовательной школе.
Что
могут сделать родители, чтобы обеспечить
речевую готовность ребёнка к школе?
-
создать в семье условия, благоприятные
для общего и речевого развития детей;
-
проводить целенаправленную и
систематическую работу по речевому
развитию детей и необходимую коррекцию
недостатков в развитии речи;
-
не ругать ребенка за неправильную речь;
-
ненавязчиво исправлять неправильное
произношение;
-
не заострять внимание на запинках и
повторах слогов и слов;
-
осуществлять позитивный настрой ребенка
на занятия с педагогами.
Необходимо
учитывать важность речевого окружения
ребенка. Речь должна быть четкой, ясной,
грамотной, родителям необходимо как
можно активнее способствовать накоплению
словарного запаса детей.
Однако
часто родители не уделяют должного
внимания борьбе с тем или иным речевым
нарушением. Это связано с двумя причинами:
1)
родители не слышат недостатков речи
своих детей;
2)
не придают им серьезного значения,
полагая, что с возрастом эти недостатки
исправятся сами собой.
Но
время, благоприятное для коррекционной
работы, теряется, ребенок из детского
сада уходит в школу, и недостатки речи
начинают приносить ему немало огорчений.
Сверстники высмеивают его, взрослые
постоянно делают замечания, а в тетрадях
появляются ошибки. Ребенок начинает
стесняться, отказываться участвовать
в праздниках. Он неуверенно чувствует
себя, отвечая на уроках, переживает
из-за неудовлетворительных оценок по
русскому языку.
В
такой ситуации критические замечания
и требования говорить правильно не дают
нужного результата. Ребенку необходимо
умело и вовремя помочь. При этом очевидно,
что помощь именно родителей в коррекционной
работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых,
родительское мнение наиболее авторитетно
для ребенка, а во-вторых, у родителей
есть возможность ежедневно закреплять
формируемые навыки в процессе повседневного
непосредственного общения.
Таким
образом, благодаря совместной работе
учителя-логопеда, педагога- психолога,
родителей удаётся своевременно и
качественно помочь учащимся преодолеть
речевые нарушения, более успешно овладеть
программным материалом по русскому
языку и чтению, сформировать положительную
мотивацию к учебной деятельности,
сформировать у учащихся с речевой
патологией уверенность в своих
возможностях.
Желаю
успехов! |