Меню сайта |
|
|
Календарь |
|
|
Вход |
|
|
Наш опрос |
|
|
|
Главная » логопед
Индивидуальная работа по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, после дневного сна. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные рабочие тетради тех детей, с которыми он занимался (для повторения дома).
Очень важно, чтобы во время индивидуальной работы воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, - то сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.
Речевые игры с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом центре. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь наглядный материал для закрепления произношения звуков [Р], [РЬ]. [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.
Играя с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом - произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Игра может быть продолжена лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель проговаривает громко, чётко, медленно и добивается того же от малыша.
Кроме того, воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет их ошибки не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и на протяжении всех режимных моментов и самостоятельной деятельности дошкольников. Причём, очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует повторять ошибки ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение его речевой активности (вплоть до полного молчания в группе, замкнутости, отрицательного отношения малыша к воспитателю, к обучению в целом).
Варианты исправления ошибок в речи детей во время непосредственно образовательной деятельности и вне ее отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без туфель», А затем спрашивает: «Как лучше сказать? ». И только потом просит повторить правильную фразу.
Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй! » или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».
Теперь об исправлении ошибок во время непосредственно образовательной деятельности. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И, в-третьих, непосредственно образовательная деятельность, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребёнком общения, должна проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.
В связи со сказанным, ошибки в ходе непосредственно образовательной деятельности должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [Р], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [Р], слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».
Может случиться и так, что одному из детей очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер, пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесёт и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.
Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон. Грамотная речь педагога является образцом для воспитанников.
Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта и постоянной изобретательности.
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя над звукопроизношением
Работа воспитателя и учителя-логопеда при исправлении и формировании звукопроизношения различна по формам организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Учитель-логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе.
Подготовительный этап
Учитель-логопед, в зависимости от характера нарушения звука у ребенка, вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Этап появления звука
Учитель-логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произношение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки - символы и звукоподражания.
Этап усвоения (автоматизации) звука (правильное произношение звука в речи)
Учитель-логопед автоматизирует звук в основных позициях, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, связную речь. Воспитатель по заданию логопеда подбирает соответствующий материал для автоматизируемого звука, осуществляет контроль звука в речи ребенка.
Условия, необходимые для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения:
1) Целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;
2) Отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;
3) Закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков; материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.
Категория:
логопед
|
Просмотров:
348
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
05.11.2014
|
Овладение грамотой доступно 6-7летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития.
Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.
Дети с фонематическим недоразвитием испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Учащиеся с несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством ошибок. Письмо учащихся,имеющих недостатки произношения, резко отличаются от письма детей с правильной речью.
Самой распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.)
Второй группой ошибок является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.
Детям с недостатками произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ребенок упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па), даже при его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может.
Примерные ошибки:
МШ (МАША), ПСЫ (БУСЫ), КША (КАША), КУСК (КУСОК)
Еще нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.
Как учить буквы
Учить названия букв по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М».
Складывать буквы из пальцев.
Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.
Высыпать буквы из песка, муки, крупы.
Лепить буквы из теста, пластилина.
Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.
На что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).
Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).
Дописывать «сломанные» буквы.
Из одного элемента составлять разные буквы (например: Х, А, У, М).
Подбирать картинки на заданную букву.
Раскрашивать большие буквы.
Обводить буквы по пунктиру.
Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).
Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.
Звуко-слоговой анализ слова.
Что ты назвал? /слово/ - обозначаем полоской.
Сколько частей /слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же частей.
Назови 1-й слог (часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам.
Назови 2-й слог (и т.д.)
Прочитай свое слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?
Подготовка руки к письму
Тетрадь должна быть с полями.
Рисовать только цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру руки).
Во время работы следить за осанкой, правильным удержанием карандаша.
Освещение должно быть достаточным. Свет должен падать слева, а если ребенок рисует левой рукой, то справа
Развитие слухового внимания и контроля.
Можно рекомендовать следующие игры:
Узнай предмет по звуку.
Возьмите 3-5 звучащих игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку), познакомьте ребёнка со звучанием каждой из них. Предложите отвернуться ребёнку и отгадать на каком из них вы только что играли.
По каждому предмету постучали палочкой.
Стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка - действия те же самые, что и в п. 1
Кто это?
Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок угадывает, кому он подражает.
Внимателен ли ты?
Ребёнок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, хорошо слышимый в речи или тот, который он правильно произносит. Затем произносится ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например: Рыба, Рак, коРа, голова, стол. Ребёнок должен поднять руку, когда
услышит слово со звуком "Р".
Определение места данного звука в слове.
В начале, середине, конце. Действия те же самые, что и п. 4.
Игра с картинками.
Более сложная форма. Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в названии которого есть данный звук.
Когда ребёнок научится достаточно свободно выделять в словах звуки, произносимые им правильно, поручите ему УЗНАТЬ 1 ИЗ ИСКАЖАЕМЫХ ИМ ЗВУКОВ.
Сопоставление 2 звуков.
ещё более сложной для ребёнка формой звукового анализа является сопоставление 2 звуков,близких по звучанию или артикуляции (положение органов речи) С-З, П-Б, Ш-Ж и др.Здесь также приемлемы упражнения 4,5,6. Только в этом случае ребёнок одновременно выделяет два
звука из общей массы и различает их между собой.
Разновидность предыдущего упражнения является вычленение и различение данного звука от того, которым он заменяется (например: Р/Л, С/Ш, Ц/С)
Назови слова сам.
Это одна из завершающих форм работы, связанной со звуковым анализом речи. По заданию взрослого ребёнок самостоятельно называет слова с определённым звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть -в начале, в середине, в конце.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открыв
...
Читать дальше »
Категория:
логопед
|
Просмотров:
305
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
07.10.2014
|
Цель: оказание своевременной коррекционной помощи воспитанникам, имеющим отклонения в речевой патологии.
Работа логопедической службы ведется по следующим направлениям:
- организационно – диагностическое;
- коррекционно – развивающее;
- консультативно – просветительное;
- научно – методическое.
Организационно-диагностическое направление
Задачи:
· создание условий для благоприятного развития личностного потенциала воспитанника – логопата;
· своевременное выявление воспитанников с речевой патологией;
· организация адекватному дефекту коррекционного обучения;
· создание банка данных о видах речевых и письменных нарушений.
1 этап. Сканирование речевого развития устной и связной речи воспитанников проводится в сентябре, также проводятся беседы с педагогами о речевом развитии воспитанников, о проблемах в связной речи у воспитанников
2 этап. Проверка усвоения воспитанниками содержания коррекционных программ и определение уровня сформированности устной речи в период коррекции (декабрь), (апрель).
3 этап. Создается банк данных о видах речевых нарушений.
Коррекционно-развивающее направление
Задачи:
· предупреждение задержки развития специфических навыков обучения у воспитанников – логопатов, обусловленной различными нарушениями устной речи;
· восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
· развитие морфологических и синтаксических обобщений.
Воспитанники-логопаты, нуждающиеся в коррекции звукопроизношения, посещают логозанятия 2-3 раза в неделю, в зависимости от тяжести дефекта. Логопедическая работа проводится ежедневно (кроме субботы и воскресенья). Проводятся индивидуальные и групповые формы работы по предупреждению и исправление нарушений речи ; предупреждению и исправлению недостатков устной и письменной речи.
Воспитанники-логопаты получают логопедическую коррекцию и помощь как на логозанятиях, так и по мере необходимости вне занятий.
Целенаправленная коррекционно – логопедическая работа по программе в системе взаимодействия с педагогическим коллективом МБДОУ д/с №3 оказывает существенное влияние на качество обучения воспитанников.
Консультативно – просветительное направление
Задачи:
· оказание методической помощи педагогам в соответствии с особенностями воспитанников- логопатов;
· популяризация логопедических знаний;
Логопедическое просвещение и консультирование педагогов МБДОУ, родителей воспитанников – логопатов, проводится ежемесячно в форме устных и письменных консультаций, предоставления методических рекомендаций по интересующим их вопросам.
Сотрудничество с педагогами, учителем – логопедом МБДОУ д/с№3 способствует достижению положительного результата в работе с детьми-логопатами.
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
Время занятий (15—20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднении проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом
Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов
Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.
Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий.
Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
НЕ БЕРИТЕ на себя то, что ребенок может и должен сделать самостоятельно.
ДАЙТЕ ему возможность самому выбирать домашние обязанности, за которые он будет отвечать лично.
СТАРАЙТЕСЬ как можно чаще намеренно ставить малыша в ситуацию выбора, когда ему необходимо самому принять решение.
ОБСУЖДАТЬ с ребенком различные варианты поведения той или иной ситуации, учите его анализировать обстоятельства, в которые он попадает.
ПООЩРЯЙТЕ инициативу и самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки.
ПОВЫШАЙТЕ интеллектуальный потенциал ребенка, учите его самостоятельно думать, спрашивать, понимать различия между мыслями и действиями. Он должен усвоить, что на сложные вопросы нет простых ответов.
СОВЕТУЙТЕ
...
Читать дальше »
Категория:
логопед
|
Просмотров:
310
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
07.10.2014
|
Овладение грамотой доступно 6-7 летнему ребёнку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития.
Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определённой готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.)
Учащиеся с несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко отличаются от письма с правильной речью.
Самой распространённой ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими ( звонких и глухих- п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих-с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь, и др.)
Второй группой ошибок является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.
Детям с недостатками произношения трудно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ученик упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слова (па), даже при его протяжном произнесении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может.
Примерные ошибки:
МШ (МАША), ПСЫ (БУСЫ), КША( КАША), КУСК (КУСОК).
Ещё нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.
Как учить буквы
Учить название букв по названию звуков ( например: буква «ЭМ», а звук «М».)
Складывать буквы из пальцев
Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.
Высыпать буквы из песка, муки, крупы.
Лепить буквы из теста, пластилина.
Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.
На что похожа буква «У»? – («У»- на улитку, вешалку, рогатку).
Изображать буквы собственным телом ( например: стоять прямо, руки в стороны - буква «Т» ит.п.)
Дописывать «сломанные» буквы.
Из одного элемента составлять разные буквы ( например: «Х», «А», «У», «М»).
Подбирать картинки на заданную букву.
Раскрашивать большие буквы.
Обводить букву по пунктиру.
Узнавать объемные буквы на ощупь ( игра «Волшебный мешочек ).
Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, верёвки.
Звуко - слоговой анализ слова
Что ты назвал? (слова) –обозначаем полоской.
Сколько частей (слогов) в слове?(делить хлопками)-раздели полоску палочками на столько же частей.
Назови 1-й слог (часть) Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам.
Назови 2-й слог (и т. д.)
Прочитай своё слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?
Подготовка руки к письму.
Тетрадь должна быть с полями.
Рисовать только цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру руки).
Во время работы следите за осанкой, правильным удержанием карандаша.
Освещение должно быть достаточным. Свет должен падать слева, а если ребёнок рисует левой рукой то справа.
Развитие слухового внимания и контроля.
Можно рекомендовать следующие игры:
Узнай предмет по звуку.
Возьмите 3-5 звучащих игрушек (погремушку, Флейту, барабан, гармошку),познакомьте ребёнка со звучанием каждого из них. Предложите отвернуться ребёнку и отгадать на каком из них вы только что играли.
По каждому предмету постучали палочкой.
Стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка- действия те же самые, что и в п.1.
Кто это?
Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок угадывает, кому он подражает.
Внимателен ли ты?
Ребёнок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, хорошо слышимый в речи или тот, который он правильно произносит . Затем произносится ряд слов. Содержащих этот звук и не имеющих его. Например: Рыба, Рак, коРа, гоРа, голова, стол. Ребёнок должен поднять руку. Когда услышит слова со звуком «Р».
Определение места данного звука в слове.
В начале, середине, конце. Действия те же самые, что и п.4.
Игра с картинками.
Более сложная форма. Среди них ребёнку предлагается отбирать лишь те, где изображён предмет, в названии которого есть данный звук.
Когда ребёнок научится достаточно свободно выделять в словах звуки, произносимые им правильно, поручите ему УЗНАТЬ 1 ИЗ ИСКАЖАЕМЫХ ИМ ЗВУКОВ.
Сопоставление 2 звуков.
Ещё более сложный для ребёнка формой звукового анализа является сопоставление 2 звуков. Близких по звучанию или артикуляции (положение органов речи) С-З, П-Б, Ш-Ж и др. Здесь так же приемлемы упражнения 4,5,6. Только в этом случае ребёнок одновременно выделяет два звука из общей массы и различает их между собой.
Разновидность предыдущего упражнения является вычленение и различение данного звука от того, которым он заменяется (например Р/Л, С/Ш, Ц/С)
Категория:
логопед
|
Просмотров:
267
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
07.10.2014
|
Уважаемые родители!
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимания.
Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.
На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.
Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды. Обязательно играйте! Играем в речевые игры: Скажи наоборот (большой – маленький); Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб); Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего, воображение; Птицы и животные (дикие и домашние). Их детеныши. ( мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК); Один – много (шар – шары, дом – дома); Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик); Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный); Играем, развивая фонематические процессы: Повтори за мной (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д.); Назови первый (последний) звук в слове; Где спрятался звук (какой захотите) - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ; Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ? (В слове МИСКА, какой слышится звук [М] твердый или мягкий?). Развиваем речевое дыхание: Упражнения «Кораблик» Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой. «Игрушки» Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха. «Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол». Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине язычка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч. «Чайник закипел», «Шторм в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит. Не забываем - плечи не поднимать. Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в детском саду. Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей! С уважением, учитель-логопед Корсунова.Н.В.
&
...
Читать дальше »
Категория:
логопед
|
Просмотров:
534
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
05.05.2014
|
В возрасте 5 лет заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качество предметов, действия с ними, их функциональные признаки.
Дети начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова. К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 – 2500. В пять лет активный словарь должен достигать до 3000 слов.
Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков: шапка – сапка, жук – зук и т.д.).
У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков( «Р», «Л»), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, кранная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около).
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПЯТЬ ЛЕТ
1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность.
3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
Учитель – логопед: Корсунова.Н.В.
Категория:
логопед
|
Просмотров:
313
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
28.04.2014
|
Слова
– подсказки:
|
сЛон,
|
игоЛка,
|
акуЛа,
|
футбоЛка,
|
|
пЛатье,
|
Лошадь,
|
метЛа,
|
беЛка,
|
|
осеЛ,
|
еЛка,
|
воЛк,
|
Ложка,
|
|
Лук,
|
крокодиЛ,
|
Лопата,
|
пчеЛа
|
...
Читать дальше »
Категория:
логопед
|
Просмотров:
266
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
18.02.2014
|
Большой
пальчик хочет спать,
|
Выполняем
пальчиковую гимнастику сначала с
одной ручкой, а потом с другой. Пальчики
разжаты, зажимаем в кулачок большой
пальчик.
|
Указательный
- играть,
|
Зажимаем
в кулачок указательный пальчик.
|
Средний
пальчик задремал,
|
Зажимаем
в кулачок средний пальчик.
|
Безымянный
уж устал.
|
Зажимаем
в кулачок безымянный пальчик.
|
Мизинчик
всем кричит - "Ура!"
|
Зажимаем
в кулачок мизинчик.
|
В
детский сад идти пора!
|
Сжимаем
и разжимаем кулачок.
|
Категория:
логопед
|
Просмотров:
260
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
05.02.2014
|
Гиперактивность
— это не поведенческая проблема, не
результат плохого воспитания, а
медико-нейропсихологический диагноз,
который может быть поставлен только по
результатам специальной диагностики
и требующий комплексной коррекции:
психологической, медицинской и
педагогической(с 5 до 10 лет).
Гиперактивность
переходит в импульсивность и сохраняется
во взрослой жизни. Это работа структур
мозга, его не переделать, но можно
приспособиться, зная признаки
гиперактивности и работу с гиперактивными
детьми.Для постановки диагноза необходимо
наблюдать в течении 6 месяцев, но вы
живете с детьми и можете отметить про
себя , является ли ваш ребенок гиперактивным.
Диагностические
критерии гиперактивности:
Двигает
кистями, стопами, кружится, вертится,
стучит.
Встает
с места на занятии без спроса.
Бесцельная
активность.
Не
может спокойно, тихо играть.
Находится
в постоянном движении.
Постоянно
болтлив.
Импульсивен
— отвечает на вопросы, не дослушав их.
С
трудом дожидается своей очереди в
различных ситуациях.
Часто
мешает другим, пристает к окружающим,
вмешивается в беседы или игры других
ребят.
Практические
советы для родителей с гиперактивными
детьми:
1.
Изменение поведения взрослого и его
отношение к ребенку:
-
проявлять твердость и последовательность
воспитания;
-
помнить, что поступки ребенка не всегда
являются умышленными;
-
контролировать поведение ребенка, не
навязывая жестких правил;
-
не давайте ребенку реактивных указаний,
избегайте слов «нет», «нельзя» (например:
«Сейчас же прекрати, перестань!»);
-
избегайте, с одной стороны чрезмерной
мягкости, с другой стороны завышенных
требований к ребенку;
-
реагируйте на действия ребенка
неожиданными способами
(например:
пошутите, повторите действия ребенка,
сфотографируйте его, оставьте в комнате
одного);
-повторите
свою просьбу спокойно, одними и теми же
словами, не меняя фразу много раз;
-
не настаивайте на том , чтобы ребенок
обязательно произнес извинения за
поступок(можно произнести за него,
например: «Ты хочешь извиниться за свой
поступок?»);
-выслушайте
до конца то, что хочет сказать ребенок
(необходим
контакт, ребенку надо чтобы его выслушали);
2.
Изменение психологического климата в
семье:
-
уделяйте ребенку достаточно времени;
-
проводите досуг вместе с семьей;
-
не допускайте ссор в присутствии детей.
3.
Организация режима дня:
-
установите твердый распорядок дня
ребенка и членов семьи;
-
оградите ребенка от длительных занятий
на компьютере; (норма 10 -15 мин. в день);
-
по возможности избегайте больших
скоплений людей.
...
Читать дальше »
Категория:
логопед
|
Просмотров:
311
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
29.01.2014
|
-
Мой
Мизинчик, где ты был?
|
Пальчики
сжаты в кулачки, разжимаем мизинчик
на левой руке
|
С
Безымянным щи варил,
|
Разжимаем
безымянный пальчик
|
А
со Средним кашу ел,
|
Разжимаем
средний пальчик
|
С
Указательным запел.
|
Разжимаем
указательный пальчик
|
А
Большой меня встречал И конфетой
угощал.
|
Разжимаем
большой пальчик
|
Указательный
на правой Вел в поход нас всей
оравой. Средний брат несет
рюкзак, Безымянный ходит так, А
Мизинец стал играть: Братьев
слушать приглашать. Правый же
Большой плясал. И на танец приглашал.
|
Разжимаем
одноименные пальчики на правой руке
|
Раз-два-три-четыре
пять!
|
Сжимаем
и разжимаем кулачки
|
Категория:
логопед
|
Просмотров:
269
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
23.01.2014
| |
|
|
|