Овладение грамотой доступно 6-7 летнему ребёнку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития.
Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определённой готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.)
Учащиеся с несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко отличаются от письма с правильной речью.
Самой распространённой ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими ( звонких и глухих- п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих-с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь, и др.)
Второй группой ошибок является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.
Детям с недостатками произношения трудно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ученик упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слова (па), даже при его протяжном произнесении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может.
Примерные ошибки:
МШ (МАША), ПСЫ (БУСЫ), КША( КАША), КУСК (КУСОК).
Ещё нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.
Как учить буквы
Учить название букв по названию звуков ( например: буква «ЭМ», а звук «М».)
Складывать буквы из пальцев
Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.
Высыпать буквы из песка, муки, крупы.
Лепить буквы из теста, пластилина.
Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.
На что похожа буква «У»? – («У»- на улитку, вешалку, рогатку).
Изображать буквы собственным телом ( например: стоять прямо, руки в стороны - буква «Т» ит.п.)
Дописывать «сломанные» буквы.
Из одного элемента составлять разные буквы ( например: «Х», «А», «У», «М»).
Подбирать картинки на заданную букву.
Раскрашивать большие буквы.
Обводить букву по пунктиру.
Узнавать объемные буквы на ощупь ( игра «Волшебный мешочек ).
Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, верёвки.
Звуко - слоговой анализ слова
Что ты назвал? (слова) –обозначаем полоской.
Сколько частей (слогов) в слове?(делить хлопками)-раздели полоску палочками на столько же частей.
Назови 1-й слог (часть) Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам.
Назови 2-й слог (и т. д.)
Прочитай своё слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?
Подготовка руки к письму.
Тетрадь должна быть с полями.
Рисовать только цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру руки).
Во время работы следите за осанкой, правильным удержанием карандаша.
Освещение должно быть достаточным. Свет должен падать слева, а если ребёнок рисует левой рукой то справа.
Развитие слухового внимания и контроля.
Можно рекомендовать следующие игры:
Узнай предмет по звуку.
Возьмите 3-5 звучащих игрушек (погремушку, Флейту, барабан, гармошку),познакомьте ребёнка со звучанием каждого из них. Предложите отвернуться ребёнку и отгадать на каком из них вы только что играли.
По каждому предмету постучали палочкой.
Стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка- действия те же самые, что и в п.1.
Кто это?
Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок угадывает, кому он подражает.
Внимателен ли ты?
Ребёнок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, хорошо слышимый в речи или тот, который он правильно произносит . Затем произносится ряд слов. Содержащих этот звук и не имеющих его. Например: Рыба, Рак, коРа, гоРа, голова, стол. Ребёнок должен поднять руку. Когда услышит слова со звуком «Р».
Определение места данного звука в слове.
В начале, середине, конце. Действия те же самые, что и п.4.
Игра с картинками.
Более сложная форма. Среди них ребёнку предлагается отбирать лишь те, где изображён предмет, в названии которого есть данный звук.
Когда ребёнок научится достаточно свободно выделять в словах звуки, произносимые им правильно, поручите ему УЗНАТЬ 1 ИЗ ИСКАЖАЕМЫХ ИМ ЗВУКОВ.
Сопоставление 2 звуков.
Ещё более сложный для ребёнка формой звукового анализа является сопоставление 2 звуков. Близких по звучанию или артикуляции (положение органов речи) С-З, П-Б, Ш-Ж и др. Здесь так же приемлемы упражнения 4,5,6. Только в этом случае ребёнок одновременно выделяет два звука из общей массы и различает их между собой.
Разновидность предыдущего упражнения является вычленение и различение данного звука от того, которым он заменяется (например Р/Л, С/Ш, Ц/С) |