Гиперактивность
— это не поведенческая проблема, не
результат плохого воспитания, а
медико-нейропсихологический диагноз,
который может быть поставлен только по
результатам специальной диагностики
и требующий комплексной коррекции:
психологической, медицинской и
педагогической(с 5 до 10 лет).
Гиперактивность
переходит в импульсивность и сохраняется
во взрослой жизни. Это работа структур
мозга, его не переделать, но можно
приспособиться, зная признаки
гиперактивности и работу с гиперактивными
детьми.Для постановки диагноза необходимо
наблюдать в течении 6 месяцев, но вы
живете с детьми и можете отметить про
себя , является ли ваш ребенок гиперактивным.
Диагностические
критерии гиперактивности:
Двигает
кистями, стопами, кружится, вертится,
стучит.
Встает
с места на занятии без спроса.
Бесцельная
активность.
Не
может спокойно, тихо играть.
Находится
в постоянном движении.
Постоянно
болтлив.
Импульсивен
— отвечает на вопросы, не дослушав их.
С
трудом дожидается своей очереди в
различных ситуациях.
Часто
мешает другим, пристает к окружающим,
вмешивается в беседы или игры других
ребят.
Практические
советы для родителей с гиперактивными
детьми:
1.
Изменение поведения взрослого и его
отношение к ребенку:
-
проявлять твердость и последовательность
воспитания;
-
помнить, что поступки ребенка не всегда
являются умышленными;
-
контролировать поведение ребенка, не
навязывая жестких правил;
-
не давайте ребенку реактивных указаний,
избегайте слов «нет», «нельзя» (например:
«Сейчас же прекрати, перестань!»);
-
избегайте, с одной стороны чрезмерной
мягкости, с другой стороны завышенных
требований к ребенку;
-
реагируйте на действия ребенка
неожиданными способами
(например:
пошутите, повторите действия ребенка,
сфотографируйте его, оставьте в комнате
одного);
-повторите
свою просьбу спокойно, одними и теми же
словами, не меняя фразу много раз;
-
не настаивайте на том , чтобы ребенок
обязательно произнес извинения за
поступок(можно произнести за него,
например: «Ты хочешь извиниться за свой
поступок?»);
-выслушайте
до конца то, что хочет сказать ребенок
(необходим
контакт, ребенку надо чтобы его выслушали);
2.
Изменение психологического климата в
семье:
-
уделяйте ребенку достаточно времени;
-
проводите досуг вместе с семьей;
-
не допускайте ссор в присутствии детей.
3.
Организация режима дня:
-
установите твердый распорядок дня
ребенка и членов семьи;
-
оградите ребенка от длительных занятий
на компьютере; (норма 10 -15 мин. в день);
-
по возможности избегайте больших
скоплений людей.
4.
Специальная поведенческая программа:
-придумайте
гибкую систему вознаграждений за хорошее
поведение и наказаний за плохое (можно
использовать знаковую систему, например
— жетоны, фишки, медальки и т.д. —
накопление определенного их количества
и отражение их в какой-либо форме);
-
не прибегайте к физическому наказанию!
Целесообразно использовать спокойное
сидение (в углу, на стуле штрафников, в
определенном ограниченном месте);
-
чаще хвалите ребенка, т.к. дети очень
чувствительны к похвалам, поощрениям;
-
воспитывайте у ребенка навыки управления
своим эмоциональным состоянием, особенно
гневом, агрессией (предложите побить
подушку, мягкую спортивную «грушу»);
-
постепенно расширяйте кругозор
обязанностей, предварительно обсудив
их с ребенком;
-
не разрешайте откладывать выполнение
задания на другое время;
-
не старайтесь предотвратить последствия
забывчивости ребенка;
-
не давайте ребенку поручений, не
соответствующих его уровню развития,
возрасту и способностям;
-
не давайте ребенку одновременно несколько
указаний или заданий.
Помните,
что убедительные речи с гиперактивными
детьми — это потерянное время.
Наиболее
действенное средство — это убеждение
через «тело» (не смотреть телевизор, не
играть в компьютер, лишить удовольствия,
лакомства).
Советы:
-
если ребенок забросил свою вещь и не
может ее найти, не стоит бросаться к
нему на помощь. Пусть ищет. В следующий
раз он более ответственно будет относиться
к своим вещам;
-
оценивайте отдельно поступок ребенка,
а не его личность;
-
давайте понять ребенку, что ответственность
за поступок лежит на нем.
|