Меню сайта |
|
|
Календарь |
|
|
Вход |
|
|
Наш опрос |
|
|
|
Главная » 2013 » Январь » 04
Если ваш ребенок уже ходит, но упорно молчит и не умеет разговаривать,
обычно этот факт вызывает сильную тревогу у родителей. Но если вы побывали у
специалиста и точно знаете, что ваш малыш здоров и не имеет отклонений, то
вам нужно просто набраться терпения и немного подождать. Давайте попытаемся понять, как именно происходит у ребенка становление речи.
Он слышит слова, речь взрослых, для него все это просто звуки, которые ему запоминаются,
и он начинает учиться их воспроизводить. Малыш двигает языком и у него
получаются разные слоги, которые он старается сложить вместе. Но не
надейтесь, что ребенок тут же сможет осознанно строить фразы. Ведь такого
опыта у него нет. Многие мамы сильно переживают, если их малыш молчит. Они не знают, как
научить его говорить как можно скорее. Но все эти переживания совершенно
напрасны, потому что если ребенок не глухой, то он рано или поздно
обязательно заговорит. И не стоит его подгонять, он будет говорить тогда,
когда сможет сам. Ведь маме важно осмысленное общение малыша, а для этого ему
надо помогать. У вашего ребенка сначала развивается пассивная форма речи – понимание.
Годовалый малыш прекрасно соображает, что говорят взрослые. Он воспринимает
все, что рассказывает и читает ему мама, имена кукол, людей, названия вещей,
окружающих его, запоминает названия зверей в книжках и т.д. Позже он начинает
владеть и активной формой речи – умением говорить. Момент перехода к активной форме
речи может настать внезапно. В первые два-три года жизни ребенок накапливал в
себе знание слов, но не умел их повторить. И в один прекрасный день он выдает
вам всю информацию в словесной форме! Такие дети обычно перегоняют в развитии
своих сверстников, начавших говорить ранее. Если вы хотите правильно помочь малышу быстрее начать говорить, то общайтесь
с ним как можно чаще. Причем не стоит заставлять его просто повторять за вами
отдельные звуки. Ваша речь должна быть привязана к какому-то предмету, игре,
чтобы малыш понимал, о каком конкретно предмете идет речь. Необходимо играть
вместе с ним, повторяя названия предметов и показывая на них. Игра в
одиночестве приведет к тому, что он не привыкнет просить о помощи. Вы должны
откликнуться на его просьбы помочь. Если вы будете так поступать регулярно,
то ваш ребенок непременно станет хорошо говорить совсем скоро.
|
Категория:
логопед
|
Просмотров:
384
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
04.01.2013
|
Можно рекомендовать следующие игры:
Узнай предмет по звуку.
Возьмите 3-5 звучащих игрушек
(погремушку, флейту, барабан, гармошку), познакомьте ребёнка со звучанием
каждой из них. Предложите отвернуться ребёнку и отгадать на каком из них вы
только что играли. По каждому предмету постучали палочкой. Стакан, блюдце, картонная коробка,
пластмассовая игрушка - действия те же самые, что и в п. 1
Кто это?
Взрослый подражает крику животных или
птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок угадывает, кому он подражает.
Внимателен ли ты?
Ребёнок по вашему поручению запоминает
какой-либо звук, хорошо слышимый в речи или тот, который он правильно
произносит. Затем произносится ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его.
Например: Рыба, Рак, коРа, голова, стол. Ребёнок должен поднять руку, когда
услышит слово со звуком "Р". Определение места данного звука в слове.
В начале, середине, конце. Действия те
же самые, что и п. 4.
Игра с картинками.
Более сложная форма. Среди них ребёнку
предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в названии которого есть
данный звук.
Когда ребёнок научится достаточно свободно выделять в словах звуки,
произносимые им правильно, поручите ему УЗНАТЬ 1 ИЗ ИСКАЖАЕМЫХ ИМ ЗВУКОВ.
Сопоставление 2 звуков.
Ещё более сложной для ребёнка формой
звукового анализа является сопоставление 2 звуков, близких по звучанию или
артикуляции (положение органов речи) С-З, П-Б, Ш-Ж и др.Здесь также приемлемы
упражнения 4,5,6. Только в этом случае ребёнок одновременно выделяет два звука
из общей массы и различает их между собой.
Разновидность предыдущего упражнения
является вычленение и различение данного звука от того, которым он заменяется
(например: Р/Л, С/Ш, Ц/С)
Назови
слова сам.
Это одна из завершающих форм работы,
связанной со звуковым анализом речи. По заданию взрослого ребёнок
самостоятельно называет слова с определённым звуком. Здесь можно варьировать:
звук может быть -в начале, в середине, в конце.
Звуки речи образуются в результате
сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или
иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли
быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки,
как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и
дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом,
произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок
проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком,
губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками(бормотание,
лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они
играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность,
сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные,
упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.
Артикуляция связана с работой
многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея,
бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о
специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения
многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной
клетки. Артикуляционная гимнастика является
основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений
звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для
тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки
определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного
произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики -
выработка полноценных движений
...
Читать дальше »
Категория:
логопед
|
Просмотров:
343
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
04.01.2013
|
Что ты назвал? /слово/ - обозначаем полоской. Сколько частей /слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же частей. Назови 1-й слог (часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам. Назови 2-й слог (и т.д.) Прочитай свое слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?
Категория:
логопед
|
Просмотров:
947
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
04.01.2013
|
Учить
названия букв по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М».
Складывать
буквы из пальцев.
Строить
буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.
Высыпать
буквы из песка, муки, крупы.
Лепить
буквы из теста, пластилина.
Рисовать
буквы в воздухе, на воде, по стеклу.
На
что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).
Изображать
буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).
Дописывать
«сломанные» буквы.
Из
одного элемента составлять разные буквы (например: Х, А, У, М).
Подбирать
картинки на заданную букву.
Раскрашивать
большие буквы.
Обводить
буквы по пунктиру.
Узнавать
объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).
Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.
Категория:
логопед
|
Просмотров:
443
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
04.01.2013
|
Овладение
грамотой доступно 6-7летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и
речевого развития. Дети,
поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной
готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи. Дети
с фонематическим недоразвитием испытывают затруднения не только в различении
звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой.
Учащиеся с несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с
трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим
количеством ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко
отличаются от письма детей с правильной речью. Самой
распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена
одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена
шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.) Второй группой ошибок является пропуск
букв, особенно часто пропускаются гласные буквы. Детям с
недостатками произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим
детям очень трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука.
Ребенок упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па),
даже при его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге,
ответить не может. Примерные
ошибки: МШ (МАША), ПСЫ (БУСЫ), КША (КАША), КУСК (КУСОК) Еще нередко встречаются перестановки
букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех
этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.
Категория:
логопед
|
Просмотров:
485
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
04.01.2013
|
Для закрепления результатов логопедической работы ваши
дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
Время занятий
(15—20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий
дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
Необходимо
определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по
заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут
предъявляться к ребенку.
При получении
задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно
вами понято. В случаях затруднении проконсультируйтесь с воспитателем или
логопедом
Занятия могут
проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют
обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих
факторов
Занятия должны
быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать
ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
Необходимо
разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по
обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения,
развитию речи.
Необходимо
поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей
работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Подберите
наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий.
Продумайте,
какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
НЕ БЕРИТЕ на себя то,
что ребенок может и должен сделать
самостоятельно.
ДАЙТЕ ему возможность самому
выбирать домашние обязанности, за которые он будет отвечать лично.
СТАРАЙТЕСЬ как можно чаще
намеренно ставить малыша в ситуацию выбора, когда ему необходимо самому принять
решение.
ОБСУЖДАЙТЕ с ребенком
различные варианты поведения той или иной ситуации, учите его анализировать
обстоятельства, в которые он попадает.
ПООЩРЯЙТЕ инициативу и
самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно
реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки. ПОВЫШАЙТЕ интеллектуальный
потенциал ребенка, учите его самостоятельно думать, спрашивать, понимать
различия между мыслями и действиями. Он должен усвоить, что на сложные вопросы
нет простых ответов.
...
Читать дальше »
Категория:
логопед
|
Просмотров:
370
|
Добавил:
Светлана
|
Дата:
04.01.2013
|
руководитель Верховодова Ольга Ивановна
посещают 15 детей
| |
|
|
|