Овладение
грамотой доступно 6-7летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и
речевого развития.
Дети,
поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной
готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.
Дети
с фонематическим недоразвитием испытывают затруднения не только в различении
звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой.
Учащиеся с несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с
трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим
количеством ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко
отличаются от письма детей с правильной речью.
Самой
распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена
одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена
шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.)
Второй группой ошибок является пропуск
букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.
Детям с
недостатками произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим
детям очень трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука.
Ребенок упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па),
даже при его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге,
ответить не может.
Примерные
ошибки:
МШ (МАША), ПСЫ (БУСЫ), КША (КАША), КУСК (КУСОК)
Еще нередко встречаются перестановки
букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех
этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.