Можно рекомендовать следующие игры:
Узнай предмет по звуку.
Возьмите 3-5 звучащих игрушек
(погремушку, флейту, барабан, гармошку), познакомьте ребёнка со звучанием
каждой из них. Предложите отвернуться ребёнку и отгадать на каком из них вы
только что играли. По каждому предмету постучали палочкой. Стакан, блюдце, картонная коробка,
пластмассовая игрушка - действия те же самые, что и в п. 1
Кто это?
Взрослый подражает крику животных или
птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок угадывает, кому он подражает.
Внимателен ли ты?
Ребёнок по вашему поручению запоминает
какой-либо звук, хорошо слышимый в речи или тот, который он правильно
произносит. Затем произносится ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его.
Например: Рыба, Рак, коРа, голова, стол. Ребёнок должен поднять руку, когда
услышит слово со звуком "Р". Определение места данного звука в слове.
В начале, середине, конце. Действия те
же самые, что и п. 4.
Игра с картинками.
Более сложная форма. Среди них ребёнку
предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в названии которого есть
данный звук.
Когда ребёнок научится достаточно свободно выделять в словах звуки,
произносимые им правильно, поручите ему УЗНАТЬ 1 ИЗ ИСКАЖАЕМЫХ ИМ ЗВУКОВ.
Сопоставление 2 звуков.
Ещё более сложной для ребёнка формой
звукового анализа является сопоставление 2 звуков, близких по звучанию или
артикуляции (положение органов речи) С-З, П-Б, Ш-Ж и др.Здесь также приемлемы
упражнения 4,5,6. Только в этом случае ребёнок одновременно выделяет два звука
из общей массы и различает их между собой.
Разновидность предыдущего упражнения
является вычленение и различение данного звука от того, которым он заменяется
(например: Р/Л, С/Ш, Ц/С)
Назови
слова сам.
Это одна из завершающих форм работы,
связанной со звуковым анализом речи. По заданию взрослого ребёнок
самостоятельно называет слова с определённым звуком. Здесь можно варьировать:
звук может быть -в начале, в середине, в конце.
Звуки речи образуются в результате
сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или
иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли
быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки,
как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и
дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом,
произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок
проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком,
губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками(бормотание,
лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они
играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность,
сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные,
упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.
Артикуляция связана с работой
многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея,
бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о
специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения
многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной
клетки. Артикуляционная гимнастика является
основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений
звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для
тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки
определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного
произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики -
выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. |