Одним
из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей
готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе,
наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т.е. сформированности школьной мотивации. Она включает в себя:
•
наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач,
выполнение других интеллектуальных заданий);
•
понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
•
минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным
(дошкольным) элементам деятельности;
•
эмоционально-благополучное отношение к школе.
Не
играть с ребенком, а только постоянно говорить ему слово «Надо!»? Но в этом
случае мы можем навсегда лишить ребенка интереса к интеллектуальным занятиям, и
еще до школы эти занятия будут восприниматься им как тяжелый труд, он так и не
научится получать удовольствие от него. В результате процесс учения в школе
будет мукой и для него, и для вас. А если постоянно играть с ребенком,
предоставлять ему полную свободу выбора занятий, тогда что же он будет делать в
нашей «нормативной» школе?
Ответ
на этот вопрос не прост и не однозначен, он требует индивидуального и творческого
подхода, а главное, умения уловить момент, когда можно переходить от
сформированного игрового мотива к учебному. Ведь потребность в игре и движении
сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Поэтому,
сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о
том, как заставить, а о том, как заинтересовать.
1.
Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам,
не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите
примеры.
3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми. Задание не должно
быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным.
4. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный
эмоциональный фон.
5. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост»,
терпение, старание.
6. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка.
Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой. Например,
не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму. Как быстро он выполнил это задание,
не то, что ты!» Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо
быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на
собственное совершенствование.