Взаимосвязь
родителей и логопеда в преодолении речевых
нарушений у детей.
Логопедическая
задача сформировать у детей грамматически
правильную, лексически богатую,
фонетически четкую речь, которая должна
подготовить ребёнка к обучению в школе.
Невнятная речь ребёнка затрудняет его
взаимоотношения с людьми, нередко
накладывает отпечаток на характер
ребёнка.
В семье ребёнка
понимают с полуслова, он не испытывает
неудобств, если его речь несовершенна.
Но расширяется
круг связей ребёнка с окружающим миром
– важно, чтобы его речь хорошо понимали
и сверстники, и взрослые.
Чтобы добиться
хороших результатов в преодолении
речевых нарушений, нужно понять, что
одному логопеду, постороннему для малыша
взрослому, в условиях 20 - 25 минутного
жестко регламентированного взаимодействия,
сложнее справиться с детским речевым
недостатком. Речевое недоразвитие любой
степени тяжести у ребёнка наиболее
эффективно устраняется только с
помощью любящих,
внимательных, терпеливых и знающих
родителей, поскольку большее время
ребенок проводит дома с близкими ему
людьми. Родители должны формировать
правильное отношение к речевому нарушению
у ребенка:
не
ругать ребенка за неправильную речь;
ненавязчиво
исправлять неправильное произношение;
не
заострять внимание на запинках и
повторах слогов и слов;
осуществлять
позитивный настрой ребенка на занятия
с педагогами.
Кроме того,
родители сами должны научиться выполнять
и показывать ребенку простые артикуляционные
упражнения для подготовки речевого
аппарата к правильному звукопроизношению.
Особое внимание родители должны уделять
выполнению домашних логопедических
заданий.
Что
касается звукопроизношения, то чем чаще
вы будете заниматься, тем быстрее
исправленный звук закрепится в речи.
Упражнения в идеале должны быть
ежедневными. Задача логопеда – поставить
звук, автоматизировать его в слогах,
словах, но если домашних занятий будет
недостаточно, то заметных продвижений
может и не быть. Работу по автоматизации
исправленных звуков можно сравнить со
спортом: результат зависит от тренировок.
Необходимо
учитывать важность речевого окружения
ребенка. Родители должны следить за
правильностью собственной речи. Речь
должна быть четкой, ясной, грамотной,
выразительной. Важно, что звучит вокруг
ребёнка: какие слова произносятся, каким
голосом, с какой интонацией. Важно, как
общаются взрослые не только с ребёнком,
но и между, – ведь это их речь воспринимается,
как норма.
Дома чаще
читайте. У ваших детей должна быть
детская библиотека. В неё входят
произведения Корнея Чуковского, С.Я.
Маршака, Н. Носова «Приключения Незнайки
в солнечном городе», произведения
Мамина – Сибиряка, Пришвина, Чарушина
о животных, стихи Агнии Барто, сказки
Братьев Гримм и т.д.
На улице
наблюдайте за птицами, деревьями, людьми,
явлениями природы, обсуждайте с детьми
увиденное. Играйте вместе с ребенком,
налаживайте речевой, эмоциональный
контакт.
Дидактические
игры по развитию речи
«У
кого кто?»:
(единственное
и множественное число имен существительных)
у
утки — утенок, утята, много утят; у
гусыни — ..., у индюшки — ....
«Кто чем
питается?»
(употребление
творительного падежа имен существительных)
кошка —
молоком, корова — травой, коза —
..., собака — ..., лошадь — ... .
«Назовите
разные слова»
Ведущий
показывает игрушку, картинку или называет
слово, а участники по очереди называют
как можно больше признаков (какой? какая?
какое? какие?), соответствующих
предложенному объекту.
Например,
«собака» большая, лохматая, добрая,
старая, веселая…
«Назови
ласково»
(словообразование
с помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов) мяч — мячик, кукла —
... ; белка — ... ; стул — ... ; ворона —
... .
«Исправь
ошибку»
(на
логическое мышление):
Лыжнику
нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи.
Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны
санки.
Зимой
дети катаются на лыжах, велосипеде,
играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают
через скакалку, играют в хоккей, футбол,
загорают, строят снежную крепость.
«Из
чего — какой?»
(образование
относительных прилагательных)
из
ситца — ситцевый, из льна — льняной,
из шелка — шелковый, из шерсти —
..., из меха — ..., из пуха — ..., из
резины — ... .
«Пересчет
различных предметов»
(согласование
числительных с существительными)
один
автобус, 2 автобуса, 3 автобуса, 4 автобуса,
5 автобусов;
один
воробей, 2 воробья, 3 воробья, 4 воробья,
5 воробьёв;
одна
липа, 2 липы, 3 липы, 4 липы, 5 лип;
один
стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев;
одно
ведро, 2 ведра, 3 ведра, 4 ведра, 5 вёдер.
Учитель
– логопед Наталья Владимировна Корсунова.
|