Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.
Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.
Правила сервировки стола
В детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер — вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.
В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.
К завтраку на середину стола ставят хлебницу, , салфетницу,. Вилки раскладываются с левой стороны, ножи — с правой, ложки — параллельно краю стола. Основное блюдо, чтобы не остыло, подается только тогда, когда ребенок садится за стол, затем подается чай.Посуду убирают слева от сидящего ребенка.
К обеду стол сервируют похожим образом, однако сок и компот в чашки на столе разливают заранее, на край стола ставят горкой тарелки. Использованная посуда тут же убирается.
Многие ребята, не любят вареный лук, морковь или капусту. Однако воспитатели проводят работу с воспитанниками, стараясь научить есть всю гущу вместе с жидкостью. В крайнем случае, кусочек лука можно положить на край своей тарелки.
К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло.
Формирование культурно-гигиенических навыков за столом
По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы ,иногда беседуют. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не беседует, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.
Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:
самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
правильно пользоваться столовыми приборами;
кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.
Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:
брать пищу небольшими порциями;
есть тихо;
правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
сидеть с прямой спиной;
аккуратно составлять посуду после еды;
относить за собой часть посуды.
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.
Формы привития культуры питания
Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство.
Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.
Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.
Кроме дежурств, в дошкольном учреждении проводятся тематические занятия, игровые персонажи делятся интересными фактами про овощи и фрукты .Педагоги разучивают с дошкольниками стихи про еду, проводят представления, посвященные питанию в детском саду.
Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько вкусно выглядит еда, красиво сервирован стол. |